[Садр ад-Дин Мухаммед аш-Ширази] (1571/72, Шираз, совр. Иран - 1640, Басра, совр. Ирак), иран. философ, шиитский богослов. При нем начался культурный ренессанс в Иране в XVII в. М. С. был одним из главных теоретиков философии иллюминатов (фальсафат аль-ишрак), к-рую он разработал и привел в систему трансцендентальной теософии (аль-хикма аль-мутаалия). Полагают, что именно при его участии произошел переход мусульм. философии от эссенциализма к экзистенциализму, к-рый сильно отличался от западного.
В 1591 г. М. С. прибыл в Казвин, где учился у 2 известных ученых: Бахи ад-Дина аль-Амили (1547-1621), энциклопедиста и философа-мистика, и Мир Дамада (ум. в 1631 или 1632), иранского философа-неоплатоника. Позднее М. С. длительное время проводил в уединении. В 1612 г. по просьбе губернатора Фарса Аллаверди-хана (1560-1613) вернулся в Шираз и начал преподавать в новом медресе. Скончался философ в Басре, возвращаясь из очередного хаджа, и был похоронен в священном для шиитов Эн-Наджафе (совр. Ирак).
М. С. написал свыше 40 трудов; кроме того, он был известным поэтом, его стихотворения собраны в поэтический диван его учеником Муллой Мухсином Файзом Кашани (1598/99 - 1679). Самой значительной работой М. С. является «Трансцендентальная теософия, или Возвышенная мудрость во время четырех интеллектуальных путешествий» (Аль-Хикма аль-мута'лия фи-ль-асфар аль-‘аклия аль-арба'a), над которой мыслитель трудился почти 25 лет. Он обосновывал бытие Божие следующим образом: существует бытие; это бытие есть совершенство за пределами всякого совершенства; Бог совершенен, и Он есть Совершенство существования; существование есть единственная и простая форма реальности; у этой единственной реальности наблюдаются различные степени на шкале совершенства; шкала имеет верхнюю границу, степень наивысшей интенсивности и полноты существования; следов., Бог существует. Т. о., М. С. полагал, что реальность - это Существование.
В своем философском творчестве М. С. стремился интегрировать идеи Платона, Аристотеля, неоплатоников и крупнейших суфийских мыслителей, таких как Ибн Араби (1165-1240).
Кроме философии М. С. изучал Коран: его комментарии к отдельным сурам и аятам Корана были изданы в 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. и составили 8 томов. Общее содержание коранических наук было проанализировано ученым в труде «Ключи сокровенного» (Мафатих аль-гайб). В нем рассказывается об аллегорическом толковании Корана (та'виль), рассматриваются коранические тайны и проблемы религ. мистицизма (‘ирфан). В своих трудах М. С. затрагивал различные богословские вопросы, такие как загробный мир, Страшный Суд, предопределение, судьба и свобода воли, при этом он пользовался методикой рационалистического богословия калама. Занимался мыслитель и проблемами логики, которым посвятил известные работы «Воображение и подтверждение» (Тассавур ва тасдик), «Исправление логики» (Ат-Танкых фи-ль-мантык).
М. С. считается крупнейшим мусульм. философом последних 400 лет; публикацией его трудов в наст. время занимается исследовательский ин-т мусульм. философии Садра (Тегеран).